Транспортировка углеводородов железнодорожным, водным, автомобильным и трубопроводным видами транспорта - неотъемлемая часть индустриального мира. Сложно представить современное общество без своевременной поставки энергоносителей предприятиям.
Протяженные магистральные, местные и внутренние технологические нефте- и газопроводы находятся под воздействием давления, повышенной температуры и агрессивной среды, поэтому их состояние регулярно контролируют и диагностируют.
Объекты с односторонним доступом из ферромагнитных и неферромагнитных сталей и сплавов толщиной до 22 мм, в том числе с покрытием толщиной до 6 мм или загрязненной неподготовленной поверхностью.
В качестве примера контролируются трубопроводы номинальным диаметром 114, 254 мм.
Испытательный образец 114х12 мм
Области, в которых используется оборудование: Нефтяная и газовая промышленности.
Центр внимания: Основной металл готовых изделий и полуфабрикатов. В нашем примере это тело трубы.
Основная задача: Измерить потерю толщины металла, измерить глубину расположения
трещин и несплошностей.
Особенности: Односторонний доступ к поверхности трубопровода. Покрытие, окалина, ржавчина, загрязнения на поверхности объектов контроля.
Какую нормативную документацию используем: Поскольку система TiS 8C в 99 % случаев используется как высокопроизводительный индикатор, а остаточную толщину в обнаруженной области дефекта измеряют толщиномером, то пользуются стандартами для толщинометрии.
Трещины, расслоения и другие нарушения сплошности и однородности, коррозию металла и потерю толщины стенки.
Коррозионное утонение стенки | разрушения металла из-за химического или электрохимического взаимодействия его со средой |
Питтинговая коррозия | глубокая коррозия с точечным расположением |
Эрозия | унос металла с поверхности под механическим воздействием движущихся частиц |
Расслоение | результат развития внутренних дефектов в направлении параллельном поверхности до образования несплошности, разделяющей объект на слои. |
Трещины | плоскостные дефекты, в отличие от расслоения имеют острые края |
Одновременное определение дефектов, расположенных во всем объеме металла стенки трубы возможно методами РК или УЗК.
Однако, РК не измеряет глубину расположения дефектов и предварительно требуется ВИК на поверхностные дефекты, чтобы исключить их расшифровку на снимке как внутренних. УЗК измеряет координаты отражателей, но не измеряет истинные размеры дефектов, при этом требуется очистить и подготовить поверхность для сканирования.
Внутритрубная диагностика требует доступа внутрь трубопровода.
Вихретоковый метод подходит для токопроводящих материалов и обычно используется для дефектовки поверхностных и подповерхностных дефектов. Сплошной вихретоковый контроль возможен только для объектов, имеющих толщину сопоставимую с глубиной чувствительности метода.
Разработчики TesTex воплотили новый подход: в дефектоскопе TiS 8С используются низкочастотные поля вихревых токов (LFET — Low Frequency Electromagnetic Technique), что позволяет преодолеть выше обозначенные ограничения по глубине контроля.
Для объектов из углеродистой стали формируется однородное магнитное поле, что позволяет одновременно выявлять дефекты как на внешней, так и на внутренней поверхности.
При толщинах, близких к предельным для этого метода (20 - 22 мм), чувствительность снижается, требуется проверка на образцах. Система TiS 8C состоит из сканера, монитора и электронного блока, организующего работу системы.
Испытания проводились на образце 114×12 мм, затем на действующем трубопроводе 254×22,2 мм.
Трубопровод контролировался на режиме с продуктом. Изоляцию демонтировали, контроль проводили по лакокрасочному покрытию, без очистки от загрязнений на поверхности. Пользовались тремя сканерами: под номинальные диаметры 114, 254 мм а также сканером для отводов.
За один проход сканера ширина зоны контроля составляет 80…110 мм. Максимальная скорость сканирования может достигать 300 мм/с. Сканеры не оставляют остаточной намагниченности, поэтому в размагничивании труб после контроля нет необходимости. При использовании вихревых токов низкой частоты в бездефектной области трубы формируется однородное поле по всей толщине. На приемных катушках такой уровень фазы и амплитуды сигнала принимается за относительный ноль.
На дефектном участке возникают изменения электромагнитного поля, оно перестает быть однородным. Для измерения изменений поля используются приемные катушки. При этом на экране прибора формируется изображение, на котором с помощью цветной кодировки отображаются индикации несплошностей.
Изображение представляет собой визуализированное отклонение фазы и/или амплитуды сигнала от каждой из катушек сканера от нулевого уровня, соответствующего бездефектному участку объекта. Собранные при сканировании данные позволяют оценивать форму и размер дефектов (по форме сигнала и количеству реагирующих катушек), а также потерянную толщину.
300 мм/с
Максимальная скорость сканирования
Мертвая зона — примерно 10 см. Это расстояние от конца трубы до центра сканера, при условии, что сканер полностью стоит на трубе.
Для обследования этой зоны целесообразно применять специальный сканер для отводов и околошовной зоны.
Стандартный ряд сканеров. Каждый сканер может работать в указанном диапазоне.
57-60 мм, 73-89 мм, 108-114 мм, 159-168 мм, 219 мм, 273 мм, 325 мм, 377 мм, 406-426 мм, 530 мм, 620 мм.
Один сканер может сканировать 1-2 типоразмера диаметров меньшего размера, но лучше использовать сканер на каждый размер трубы, при этом все каналы будут работать максимально эффективно
Высокопроизводительная индикаторная оценка состояния трубопроводов
проводится системой Tis 8C.
На локализованных участках в области индикации дефекта остаточную толщину измеряют ультразвуковым толщиномером.
Дефект бракуется по результатам УЗ толщинометрии.
По результатам испытаний системы TiS 8C для неразрушающего контроля трубопроводов и обсуждения результатов установлено:
Внедрение прибора TiS 8C и использование его при проведении обследования основного металла труб совместно с УЗТ позволит:
Введите ваше Имя и Фамилию:
Отправитьили
Войдите, чтобы оставить комментарий